Ремонт часов Omega Speedmaster F300
Видео
Почему же часы такие редкие? Проблема в том, что механизмы не были рассчитаны на столь долгий срок эксплуатации, поэтому лишь немногие экземпляры дошли до наших дней. Первая проблема: стачиваются зубчики на индексном колесе, предотвратить этот износ нельзя. Новые колёса - большой дефицит. Изготовить такое колесо можно лишь в условиях завода. А если у владельца часов есть привычка "крутить" стрелки против часовой стрелки, то индексное колесо страдает очень сильно. Вторая проблема: календарные диски сделаны из пластика, и если владелец часов часто корректирует дату, то они стачиваются. Благо диск можно изготовить, но это стоит дорого. Что же такое камертонные часы, и чем они отличаются от кварца? Ведь и то, и то, питается от батарейки. Первые камертонные часы «Accutron» были представлены компанией «Bulova Watch Co» 10 октября 1960 года. Камертонный механизм работает следующим образом: после подачи питания от батарейки постоянные магниты, расположенные на ножках миниатюрной камертонной вилки начинают колебаться, перемещаясь вдоль катушек. В катушке возникает электродвижущая сила, которая отпирает переход транзистора. Ток от батарейки через транзистор поступает на импульсную катушку. Магнитное поле катушки, оказывает воздействие на камертонную вилку, сообщая ей импульс, тем самым поддерживая постоянные колебания ножек камертона. Как правило, частота колебания камертона составляет 360Гц. На одной из ножек камертона, закреплен толкатель, передающий колебательные движения камертона спусковому механизму. Индексное колесо спускового механизма находится в постоянном зацеплении с другими зубчатыми колесами, приводя в движение весь часовой механизм. От проворота храповик фиксируется пружиной. Принцип действия хорошо показан на моём видео.
Кратко про механизм: ESA (теперь уже знаменитая ETA) 9210. Механизм изготовлен по лицензии Bulova. В данном случае он оснащен накладным модулем хронографа. Калибр был запущен в производство в 1972 году, закончилось же производство в 1976 году. Почему так мало? Потому что появился более дешевый в изготовлении и более точный кварц. Приступаю к ремонту. Часы сильно ударили. Разбилось стекло. Хода нет. Календарь стоит в окошке криво. Снимаю циферблат и стрелки. Печальное зрелище, диск чисел треснул. Необходима реставрация (новый такой не найти). На 5 фото диск дней недели, зубчики сточены. Удалось (учитывая санкции на РФ) найти и заказать в Швейцарии новый.
Перехожу к самому интересному - основному механизму. Под батарейкой не оказалось изолятора (часы относились в торговый центр к мастерам по замене батареек), видимо потеряли... На механизме много грязи и окислений. Будем вычищать. На 4 фото хорошо виден камертон и вся электронная часть механизма.
Самое сложное в этих часах - выставить зазоры (они были все сбиты из-за удара) толкателя, пружины и индексного колеса. На 1 фото я показал фрагмент из сервисного мануала по настройке этого узла. В идеале зазор должен быть 0.01 мм.